Вы – счастливый обладатель ключей от «свежевыпеченных» квадратных метров в одной из только что сданных в эксплуатацию новостроек? Вы думали, что достаточно выбрать благонадёжную строительную компанию, адекватную стоимость квадратного метра, удобный со всех сторон район будущего проживания, дождаться ключей для заселения и можно будет наслаждаться жизнью? Впереди Вас ждёт очень ответственный этап – процесс оформления недвижимости в новостройке в собственность.
Шаг первый: подготовка минимального пакета документов
В период передачи домовладения в эксплуатацию и выдачи ключей будущим владельцам для заселения и ремонтных работ представители компании-застройщика подписывают с участниками долевого строительства акт приёма-передачи квартиры в собственность. К этому следует отнестись с достаточной долей внимания и ответственности, поскольку после подписания документа предъявить претензии девелоперу проекта к качеству произведенных им работ окажется невозможно.
Помимо акта приёма-передачи квартиры будущему владельцу необходимо получить копии документов о вводе домовладения в эксплуатацию и приёмке межведомственной комиссией. Получение этих бумаг в офисе компании-застройщика потребует внимательного изучения каждой страницы не столько по содержанию, сколько на отсутствие помарок, подчисток, приписок и исправлений, так как их наличие станет причиной обоснованного отказа в проведении регистрационной процедуры уполномоченным органом.
Ещё одним обязательным пунктом посещения будет Бюро Технической Инвентаризации – БТИ, у специалистов которого потребуется получить экспликацию квартиры и поэтажный план. Необходим окажется и визит в банк для внесения государственной пошлины за регистрацию недвижимого имущества в размере 500 рублей (для физических лиц). Как правило, кассовый узел банка, осуществляющего обслуживание расчётного счёта, на который поступают пошлины, вынесен в здание регистрационной палаты для удобства всей процедуры: пришёл на оформление и оплатил пошлину.
В число необходимых для занесения недвижимости в реестр документов входит и подписанный ранее договор с девелопером (инвестором, участником долевого строительства и др.). Он и станет тем самым правоустанавливающим документом, на основании которого будет выдано свидетельство о регистрации владения. Это может быть договор долевого участия, купли-продажи, уступки права требования жилья и пр.
Шаг второй: регистрация в территориальном управлении Росреестра
Посещение территориального управления Росреестра подразумевает заполнение заявления специалистом регистрационной палаты, а будущий собственник после проверки всех реквизитов и перечня предоставленных документов его только подписывает. Для этого регистратору потребуется полный пакет документов и паспорт заявителя.
В течение 30 календарных дней специалисты управления проведут правовую экспертизу предоставленных документов, оформят свидетельство о государственной регистрации имущественного права на объект недвижимости и внесут соответствующие сведения в Единый государственный реестр. Дата выдачи свидетельства и станет датой законного обладания квадратными метрами в новостройке.
Как показывает практика, завершается регистрация имущественного права ранее установленного законом срока в тех случаях, когда проведено оформление в собственность как минимум одной квартиры от данного девелопера в этом доме. Так автоматически исключается отказ по причине несоответствия законодательству той части пакета документов, которая передаётся участникам долевого строительства строительной компанией.
Шаг третий (исключительный): признание имущественного права в судебном порядке
Если же девелопер проекта не предоставил копии документов о вводе дома в эксплуатацию и приёмке государственной комиссией или они не оформлены надлежащим образом, не подписан обеими сторонами акт приёма-передачи объекта владельцу, оформлен с нарушениями договор участия в строительстве, то в этом случае стандартная процедура регистрации будет невозможна и потребуется исковое обращение (индивидуальное или коллективное) в судебную инстанцию.
Получив отказ в территориальном управлении Федеральной Регистрационной Службы на оформление права собственности, следует обращаться в суд или не затягивать сбор дополнительных документов, так как это может явиться причиной будущих негативных последствий. К их числу относятся отказ в предоставлении места в расположенных рядом детском саду или школе, трудности в получении крупной суммы заёмных средств и пр.